Колонный зал Дворянского собрания Тулы принято считать сердцем этого здания, возрожденного к новой жизни после реставрации 2014-2015 годов.
Первоначальный проект дома ДВорянского собрания был разработан в 1834 году известным петербургским архитектором В.Ф. Федосеевым, учеником знаменитого Крала Росси. В несколько измененном виде проект был осуществлен в 1849-1856 гг. Главная особенность и украшения здания - белый Колонный зал, напоминающий в миниатюре известный Колонный зал Дома Союзов. Это не случайно, так как первоначальный проект Федосеева следовал приемам, разработанным для парадных залов архитектором М. Казаковым (для Колонного зала Дома Союзов в Москве) и Д. Кваренги (для актового зала Смольного института В Петербурге). В.Ф. Федосеев планировал украсить зал двумя рядами античных колонн, установленных через одинаковые интервалы, что было характерно для классицизма. Однако эта задумка не была воплощена в жизнь, так как архитекторы, работавшие над проектом здания после В.Ф. Федосеева, внесли свои изменения. Сейчас мы можем увидеть, что колонны стоят не в два ряда, а объединены в несколько групп - как в итальянском ренессансе: по три по углам и по две пары по длинным сторонам зала. Это объясняется тем, что в то время уже господствовала эклектика - смешение стилей. Использовались не ионический или коринфский ордеры, которые были распространены в классицизме, а композитный ордер с переусложненной пластикой из орлиных голов, крупных раковин и т.п. Несмотря на внушительный внешний вид, все колонны - бутафория, обманчивая декорация. Они выполнены из дерева, это своего рода полые футляры, которые скрывают размещенные в них деревянные стойки, несущие хоры. Великолепен лепной потолок и величественные люстры зала.
Первоначальный проект дома ДВорянского собрания был разработан в 1834 году известным петербургским архитектором В.Ф. Федосеевым, учеником знаменитого Крала Росси. В несколько измененном виде проект был осуществлен в 1849-1856 гг. Главная особенность и украшения здания - белый Колонный зал, напоминающий в миниатюре известный Колонный зал Дома Союзов. Это не случайно, так как первоначальный проект Федосеева следовал приемам, разработанным для парадных залов архитектором М. Казаковым (для Колонного зала Дома Союзов в Москве) и Д. Кваренги (для актового зала Смольного института В Петербурге). В.Ф. Федосеев планировал украсить зал двумя рядами античных колонн, установленных через одинаковые интервалы, что было характерно для классицизма. Однако эта задумка не была воплощена в жизнь, так как архитекторы, работавшие над проектом здания после В.Ф. Федосеева, внесли свои изменения. Сейчас мы можем увидеть, что колонны стоят не в два ряда, а объединены в несколько групп - как в итальянском ренессансе: по три по углам и по две пары по длинным сторонам зала. Это объясняется тем, что в то время уже господствовала эклектика - смешение стилей. Использовались не ионический или коринфский ордеры, которые были распространены в классицизме, а композитный ордер с переусложненной пластикой из орлиных голов, крупных раковин и т.п. Несмотря на внушительный внешний вид, все колонны - бутафория, обманчивая декорация. Они выполнены из дерева, это своего рода полые футляры, которые скрывают размещенные в них деревянные стойки, несущие хоры. Великолепен лепной потолок и величественные люстры зала.